Большая часть ныне успешных бизнесменов начинали свое дело в конце ушедшего века. Причина их успеха проста. Любой бизнес пойдет в гору, если на его предложение есть спрос… А спрос в период становления «новой России» был огромен и охватывал практически все – от колбасы до модных футболок. Узаконив предпринимательскую деятельность, государство дало широкое поле возможностей начинающим бизнесменам. Например, ныне известный миллиардер Михаил Прохоров начал прокладывать дорогу в большой бизнес, торгуя модными в те времена джинсами. Сейчас, в среде жесткой конкуренции, начинающим бизнесменам намного сложнее развернуться. Особенно без хорошего и качественной бизнес-идеи.
Бизнес-идея, как правило, является главной проблемой в начале бизнеса. Период дефицита прошел, настало время изобилия, поэтому чтобы идея была оригинальной, перспективной и уместной нужно хорошенько попотеть. К сожалению, бывает так, что долгие поиски ни к чему не приводят, и предприниматель заходит в тупик. В этом случае на помощь приходит новая модель , под названием «Длинный хвост». Суть этой идеи можно раскрыть простым примером.
Представьте, у вас есть свой небольшой магазин с обувью. В весенний сезон вы завозите новую модную модель, которая быстро набирает популярность среди покупателей. Ее начинают раскупать по 50 пар в месяц.
А остальные менее популярные модели покупают всего по 2-3 пары. Но если ваш ассортимент насчитывает более 40 единиц товара, тогда получается, что малоизвестные модели скупают по 80-120 пар в месяц! Значит, основную прибыль вашему магазину приносит не модная обувь, а малоизвестная, которая хоть и продается намного реже, но ассортимент ее выше, чем у популярных моделей. То есть идея новой модели ведения бизнеса заключается не в изобретении или введении на рынок чего-либо нового, а наоборот – торговля малоизвестным (старым). То есть завоевать потребителя не качеством, а количеством товара и ассортимента. Покупателю нравится, когда у него есть выбор. Вы получаете удовольствие, выбирая между шоколадками «Марс» и «Сникерс», хотя они обе принадлежат одной компании.
Все товары в мире делятся на хиты и малоизвестные. Многие начинающие бизнесмены стараются заработать на первом. Это вполне естественно. Однако модель «Длинный хвост» помогает понять, что разбогатеть можно и на втором, путем объединения непопулярных продуктов в одну единицу товара.
Ведь если торговать по одной семечке, ничего путного не выйдет. А если их сложить в один пакет и придумать название… Найти по-настоящему популярный продукт, как в свое время кубик Рубика или апельсиновая «Фанта», очень трудно. Безусловно, известные товары есть, и очень много, но они известны своей особой целевой аудитории. Найти популярный продукт для большинства групп является трудной задачей.
Но если у вас огромный ассортимент, то каждый сможет найти для себя что-то подходящее. К тому же популярность хитов временная, а это еще одно преимущество количества перед качеством. На кривой спроса мы увидим, как за короткий период времени популярный продукт побивает рекорды продаж, а затем столь же стремительно падает вниз к нулю. Тем временем график спроса на непопулярные товары остается неизменным и длинной полосой уходит вправо. Отсюда и название «Длинный хвост». Практика жизни много раз доказывала, что качество сильнее количества.
Однако данная модель предлагает принципиально новый подход к ведению