Как ни странно, любой, лишь бы он заинтересовал инвестора и отражал реалии рынка, а также содержал детальную стратегию развития дела. Судя по результатам последних опросов, оптимальным является размер в 15-25 страниц печатного текста… Если же информации будет больше, то инвестор, чье время, несомненно, ограничено важными делами, будет вынужден просмотреть только часть плана и может выпустить некоторые существенные детали, даже в том случае, если он действительно заинтересуется проектом. Небольшой план, наоборот, может навести на мысль, что план недостаточно продуман и не все детали рассмотрены с требуемым вниманием. Кроме того, вкладчик или акционер может попросту не найти той информации, которая ему нужна в первую очередь. Многие управляющие компании считают, что их организация слишком сложна, чтобы ее описание уложилось в 25 страниц.
Конечно, в ряде случаев это справедливо. Однако, стоит учитывать и то, что бизнес-план вовсе не требует изложения всей истории фирмы, а лишь самых существенных элементов. Если инвестор заинтересуется, то дополнительные детали также будут вынесены на обсуждение. Как и многие документы, рассчитанные на привлечение внимания людей, должен быть легкочитаемым и в то же время содержательным. Это может быть достигнуто за счет использования диаграмм, графиков, рисунков и особенностей форматирования для удобства читателя. Эффективное сочетание этих методов позволит человеку, готовому вложить деньги в проект, быстро и полно понять суть предлагаемых решений в пределах малого количества страниц. Для тех, у кого бизнес-план никак не укладывается в заданные рамки, существует Приложение.
Оно может использоваться для предоставления дополнительной информации. Что касается его содержимого, то это могут быть рисунки, схемы, предлагаемые финансовые решения, образцы бланков соглашений, обзоры конкурентов, списки ключевых клиентов. В том случае, когда Приложение составляет значительный объем, стоит отделить его от основного плана или даже представить в виде отдельного документа.
Это стоит сделать уже потому, что в результате клиент получит не толстую папку с кучей документов, а вполне с отдельным приложением, куда можно вынести подробности решений, изложенных в главной части. Итак, ключевой целью, которой должен достичь бизнес-план, это сделать так, чтобы инвестор всерьез заинтересовался проектом, а не просто выписал чек с надеждой, что вы от него отвяжетесь. Проект должен содержать не подробную историю компанию и описание ее достижений, а самые ключевые моменты, из которых будет видна привлекательность для вкладчиков. Соответственно, придется потрудиться, чтобы их выявить и описать нужным образом.
И еще больше поработать над тем, чтобы уложиться в 15-25 страниц, ведь это не так просто, как кажется, и по всей вероятности займет достаточно большое количество времени. Однако можете не сомневаться: все ваши титанические усилия будут вознаграждены…